Крупнейший логист Дальнего Востока назвал причины дефицита топлива

Крупнейший логист Дальнего Востока назвал причины дефицита топлива
На Дальнем Востоке актуализировался дефицит судового топлива. Проблему высоких цен на него подтвердил крупнейший логист региона — FESCO. Среди причин — смещение интереса производителей в 2023 году в сторону экспорта
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Проблема высоких цен на судовое топливо «особенно заметна» на Дальнем Востоке, сообщил РБК Владислав Савельев, гендиректор «Топливной компании ФЕСКО». FESCO (в эту группу входит топливная компания) — российская транспортно-логистическая группа, владеющая портовыми, железнодорожными и логистическими активами. Ей принадлежит крупнейший в России по контейнерообороту Владивостокский морской торговый порт, который в 2022 году перевалил 768 тыс. TEU (аналог 20-футового эквивалента) грузов.

На проблему дефицита судового топлива в регионе первым обратило внимание издание «ПортНьюс» 4 декабря. Согласно данным его аналитического отдела, в дальневосточных портах за период с ноября 2022 года по ноябрь 2023 года рост цен по всем видам составил 50%: топливо IFO 380 подорожало на 65%, VLSFO 0,5 — на 37%, MGO — на 29%. На 6 декабря цены на судовое топливо составили: 56–58 тыс. руб. за тонну (HSFO), 79–80 тыс. руб. за тонну (VLSFO), 99–102 тыс. руб. за тонну (ТСМ 0,5) и 88–92 тыс. руб. за тонну (ДТЛ). По данным портала, если закупка топлива осуществляется через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ), то получить купленное топливо во Владивостоке получается не раньше чем через два месяца после оплаты.

Как развивался топливный кризис

В 2023 году стоимость почти всех видов топлива на внутреннем рынке резко выросла. В апреле глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах снизить компенсации нефтяным компаниям за сдерживание внутренних цен (топливный демпфер) примерно на 30 млрд руб. в месяц. Ожидания участников рынка от снижения демпфера привели к ускорению роста цен на бензин в мае—июне и на дизтопливо в августе.

После вступления изменений в силу в середине сентября биржевая стоимость АИ-92 превысила 70 тыс. руб. за тонну, а цены на АИ-95 и дизтопливо — 76 тыс. и 75 тыс. руб. за тонну соответственно. Розничная стоимость бензина и дизеля, согласно данным Росстата, за январь—сентябрь 2023 года выросла на 9,86 и 11,26% при накопленной общей инфляции 4,32%. На фоне кризиса правительство 21 сентября ввело временный запрет на экспорт бензина и дизтоплива, позже он неоднократно ослаблялся, а в ноябре ограничения были сняты для бензина и летнего дизеля. 6 октября правительство утвердило меры, чтобы прекратить рост цен на топливо, включая возвращение коэффициента 1 при расчете топливного демпфера с 1 октября.

Причины кризиса с судовым топливом

Актуальность проблемы высоких цен на судовое топливо связана с тем, что регион оторван от основных мест добычи и производства сырья и периодически здесь возникает его нехватка из-за низкой пропускной способности железной дороги (количество пар поездов на одной железнодорожной ветке в сутки. — РБК), — объяснил Савельев. — Дефицит есть и периодически возникал всегда». Среди других проблем — значительная зависимость Дальнего Востока от изменений на бункерном рынке Юго-Восточной Азии. Также сказывается то, что через Приморье идет «существенный» поток нефтепродуктов на экспорт, а не на внутренний рынок. Так, отмечает Савельев, в этом году интерес производителей и вертикально интегрированных нефтяных компаний сместился в сторону как раз экспортных отгрузок как наиболее прибыльных по сравнению с российским рынком.

«Это отразилось не только на цене топлива (ценообразование для внутреннего рынка учитывает экспортную альтернативу), но и на объемах ресурса. Производители оставляют для внутреннего рынка минимум — для обеспечения нужд своих сбытовых компаний и совсем немного для свободной продажи, основные объемы сразу с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оформляются как экспортный товар», — пояснил топ-менеджер. Для обеспечения судов каботажного направления (судно, которое осуществляет перевозки между портами одной страны. — РБК) FESCO резервирует топливо на месяц с выборкой по мере необходимости. При этом компания «вынуждена» приобретать топливо у ограниченного круга поставщиков, у которых сохранилась возможность таких поставок.

Для судов, работающих на внешнеторговых линиях, FESCO покупает топливо на спотовых условиях — для каждого судна за пять-семь дней до прихода в порт. «Из-за дефицита и высоких цен мы вынуждены либо переводить бункеровки судов в иностранные порты (если продолжительность стоянки позволяет сделать это без задержек), либо уменьшать количество и бункеровать минимально — для рейса, надеясь, что в следующий судозаход обстановка изменится в положительную сторону», — говорит Савельев. Риски дефицита топлива при этом более значимые для каботажных судов — альтернатив бункеровок, кроме портов Приморья, нет, резюмирует Савельев.