Возраст надежности: какие проблемы решают молодые предприниматели

Возраст надежности: какие проблемы решают молодые предприниматели
Фото: Андрей Любимов / РБК

Одно из направлений государственной поддержки предпринимательства — это меры, стимулирующие деловую активность молодых людей. Разберемся, какая ситуация складывается в этой сфере и какие проблемы можно считать ключевыми.

Для анализа мы используем данные сервиса «Деловая среда» по регистрации бизнеса и дистанционному открытию счета, через который зарегистрировано 144 тыс. бизнесов в 2023 году и более 550 тыс. с 2018 года. 44% регистраций нового бизнеса в 2023 году приходится на долю тех, кому не исполнилось 36 лет. То есть почти каждый второй новый предприниматель в нашей стране — это представитель молодежи.

В некоторых регионах за первые десять месяцев 2023 года увеличилось число 18–19-летних граждан, зарегистрировавших бизнес, в сравнении с 2021 и 2022 годами. Например, если 2022 году на их долю в Республике Мордовия приходилось всего 2,3% от всех открытых бизнесов, то в 2023 году — уже почти 5%, а в Камчатском крае доля выросла с 1,6 до 4,11%.

Самые востребованные ниши такие же, как у предпринимателей постарше: топ-10 самых часто открываемых людьми в возрасте 18–35 лет полностью совпадает с аналогичным списком у предпринимателей старше 35 лет. Наиболее популярные сферы — это розничная торговля, перевозки пассажиров и грузов, оптовая торговля, специализированные строительные работы и строительство зданий, операции с недвижимым имуществом, общепит, персональные услуги, оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, а также их ремонт и разработка программного обеспечения. Кстати, последняя сфера попала в десятку самых популярных только в 2022 году.

Однако, если посмотреть на прирост субъектов малого бизнеса, то есть на число, которое показывает динамику роста популярности той или иной сферы, мы увидим, что за последний год молодежь кардинально сменила свои предпочтения. В 2022 году самый большой прирост показывала IT-отрасль (+49%), а следом шли растениеводство и животноводство (+36%). В 2023 году наибольший прирост оказался уже у сферы аренды и лизинга (39%), а на втором месте расположилась рекламная деятельность (35%).

Это наглядное доказательство того, что молодежь не привязана к каким-либо сферам и готова гибко и быстро действовать, ориентируясь на состояние рынка.

Одна из серьезных проблем для молодежного предпринимательства — это кризис доверия. По данным нашего совместного с медиахолдингом Rambler&Co опроса, общество не воспринимает юных начинателей своего дела достаточно серьезно и делает выбор в пользу тех, кому больше 35 лет. Эта ситуация усложняется тем, что проблема не односторонняя — сама молодежь признается, что знаний и опыта попросту не хватает. Согласно исследованию АСИ, среди ключевых факторов, отталкивающих от предпринимательской деятельности, — нехватка опыта и знаний (16,8%) и непонимание, с чего начать (14,7%). Отсутствие нужных компетенций в совокупности с общественным недоверием может стать серьезным барьером для молодых людей, стремящихся открыть собственное дело.